Росреестру 13 лет
25 декабря 2008 года указом Президента Российской Федерации была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) путём объединения трёх служб: Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии.
В настоящее время Росреестр осуществляет функции по:
«1 января 2017 года вступил в силу № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости». Реализация закона положила начало мероприятиям, направленным на совершенствование процедур предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе за счет создания единой учетно-регистрационной системы. За это время была проведена огромная работа, результатом которой стало значительное улучшение качества предоставления государственных услуг, совершенствование учётно-регистрационных процедур. В ведомстве появились альтернативные способы предоставления документов. На сегодняшний день все заявки, поступившие в электронном виде, рассматриваются в течение 24 часов, а ранее срок рассмотрения документов составлял не менее месяца», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Раздел земельного участка с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлён
На основании статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:
1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Нужно учитывать, в частности, следующее:
· целевое назначение и разрешенное использование нового участка будет таким же, как у исходного земельного участка или участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В частности, к ним относятся случаи изъятия земель, указанные в ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ;
· новый (измененный) участок должен соответствовать установленным требованиям;
· для образования участка потребуется согласие арендаторов, залогодержателей, землепользователей и землевладельцев исходного участка, если они имеются. Однако оно не нужно в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ (например, если участок образуется по решению суда);
· право на новый земельный участок зависит от того, на каком праве вам принадлежал исходный земельный участок. Так, если исходный земельный участок:
- принадлежит на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения), то новый участок будет принадлежать на том же праве;
- арендуемый или предоставлен в безвозмездное пользование, то можно заключить договор в отношении нового (измененного) участка на прежних условиях (если соглашением не предусмотрено иное) без проведения торгов.
В Томской области реализуется программа социальной газификации
По всей стране реализуется программа социальной газификации, которая позволяет бесплатно подводить газ к границам земельных участков граждан. Этим правом могут воспользоваться владельцы земельных участков, которые находятся в границах газифицированных населенных пунктов.
В Томской области немало населенных пунктов, к которым уже подведены газовые сети, однако дома по различным причинам не подключены к газу. Программа социальной газификации предполагает, что если в населенном пункте есть газовая труба, то до границы участка ее проведут бесплатно, независимо от того, как далеко от нее расположен дом. Ответственность по проведению газа в пределах участка и его подключению непосредственно в доме уже лежит на собственниках.
Программа социальной газификации будет действовать до 31 декабря 2022 года, а в отдельных случаях, за пределами 2022 года.
«Управление Росреестра по Томской области в рамках своей компетенции оказывает содействие органам власти и региональному оператору газификации в осуществлении учетно-регистрационных действий на введенные в эксплуатацию объекты сетей газораспределения, подходящие к земельным участкам граждан. Управлением заявлено об участии в региональном штабе-рабочей группе по развитию газоснабжения и газификации Томской области», - сообщила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Сделали перепланировку, внесите изменения о площади квартиры в реестр недвижимости
Многие собственники квартир при совершении сделок очень часто встречаются с проблемой – изменилась площадь квартиры. И причина этому – проведенная перепланировка. Кто-то сделал это законно, а кто-то самовольно.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме должна проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Такое решение является основанием проведения перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Эти документы (решение о согласовании перепланировки, акт приемочной комиссии), а также технический план жилого помещения должны быть представлены в регистрирующий орган для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Многие собственники ограничиваются только получением документов в органе местного самоуправления, но внесение изменений в ЕГРН не менее важно, и об этом не стоит забывать.
В случае, если перепланировка помещения в многоквартирном доме проведена при отсутствии решения органа местного самоуправления или с нарушением проекта перепланировки, она считается самовольной.
Квартира, в которой проведена самовольная перепланировка, может быть сохранена в перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Соответственно, если собственником перепланировка узаконена в судебном порядке, то для внесения изменений в ЕГРН, помимо технического плана необходимо представить решение суда.
После внесения изменений собственник может получить выписку из ЕГРН с актуальными сведениями о квартире.
Межевать или не межевать?
Межевание - это работы по установлению границ земельного участка, их восстановлению и закреплению на местности, а также определению его местоположения и площади.
В настоящее время термин «межевание» в законодательстве практически не используется. Однако межевание, как процесс установления границ земельного участка, проводится и сейчас, однако выполняется путем проведения кадастровых работ. Кадастровые работы проводит кадастровый инженер.
Вместе с руководителем Управления Росреестра по Томской области Еленой Золотковой рассказываем об основных причинах, по которым стоит установить границы земельного участка:
1.Снизить риск возникновения земельных споров с соседями.
Отсутствие установленных границ земельных участков может стать предметом спора или конфликта между соседями. Благодаря межеванию собственнику удастся в будущем избежать подобных ситуаций.
Во время межевания земельного участка проводится обязательная процедура согласования границ с собственниками смежных земельных участков. Результат согласования местоположения границ кадастровый инженер оформляет в форме специального акта, который является неотъемлемой частью межевого плана. Далее проводится кадастровый учет изменений сведений о местоположении границ земельного участка и площади, если это требуется.
«Наличие сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) о координатах границ препятствует посягательству на земельный участок третьих лиц, претендующих на расширение территории своих владений за счет соседства с участком, границы которого не определены», — отметила Елена Золоткова.
2.Повысить привлекательность недвижимости.
«Если земельный участок, который выставлен на продажу или сдается в аренду, имеет установленные границы, для покупателя это служит одним из признаков прозрачности заключаемой сделки. Например, дает возможность самостоятельно проверить характеристики земельного участка, заказав выписку ЕГРН об объекте недвижимости», — пояснила Елена Золоткова.
3. Распорядиться земельным участком в полной мере, например, разделить участок для продажи, дарения или передачи по наследству.
Как узнать, оформлены ли права на земельный участок?
Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Получить выписку из ЕГРН можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», на портале Госуслуг, а также в офисах МФЦ.
Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены».
У меня имеется в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Разрешается ли строительство индивидуального жилищного дома на этом земельном участке?
На вопрос отвечает начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич: «Учитывая экономическое значение использования сельскохозяйственных угодий, эти угодья имеют приоритет в использовании и в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного Кодекса Российской Федерации подлежат особой охране. Поэтому, в силу того, что указанные земли являются особо охраняемыми для нужд сельского хозяйства, на них запрещено индивидуальное жилищное строительство. Для того чтобы поменять вид разрешенного использования необходимо пройти процедуру перевода указанных земель в земли населенных пунктов».
«Электронная ипотека за 1 день»
Управление Росреестра по Томской области с 15 августа 2021 года участвует в проекте «Электронная ипотека за 1 день».
Данный проект позволяет зарегистрировать электронный пакет ипотечных документов всего за сутки.
Стандартные сроки регистрации ипотеки при подаче документов через офисы МФЦ - 7 рабочих дней.
В рамках проекта можно зарегистрировать сделки купли-продажи объектов недвижимости жилого назначения с оплатой за счет кредитных средств, а также договорной ипотеки объектов недвижимости жилого назначения.
Для оформления прав заемщикам кредитных средств под ипотеку, как в силу договора, так и в силу закона, нет необходимости посещать офисы МФЦ для подачи документов на государственную регистрацию, достаточно обратиться в кредитную организацию, где все необходимые документы будут оформлены и поданы сотрудниками банков в орган регистрации прав посредством электронного сервиса, и которые не позднее следующего дня выдадут выписку из ЕГРН.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «За сравнительно небольшой период времени этот проект позволил увеличить показатели заявлений по ипотеке, поданных в электронном виде. В октябре 2021 года 93% поданных заявлений по указанной категории дел в электронном виде обрабатывалось специалистами Управления в течение одного рабочего дня, а в ноябре указанный показатель уже составил 97%».
Управление Росреестра по Томской области получает от сотрудников кредитных организаций звонки с благодарностями, поскольку по отдельным заявлениям после государственной регистрации граждане могут получить документы даже менее чем через два часа с момента направления в орган регистрации прав пакета документов.
Руководитель офисов ипотечного кредитования Томского ГОСБ № 8616 ПАО Сбербанк Денис Крывша: «Хотелось бы выразить благодарность коллективу Управления за плодотворное сотрудничество. Мы высоко ценим установившиеся партнерские отношения и взаимопонимание между нашими организациями. Также хотим отметить высокий уровень профессионализма сотрудников Управления и оперативность в решении вопросов».
Необходимо отметить, что не только заявления с «электронной ипотекой», но и все заявления о регистрации прав с недвижимостью, поступающие в Управление в электронном виде, рассматриваются в течение 1-го рабочего дня.